Почему волгоградцы платят три рубля за киловатт, который стоит 10 копеек

Получив платёжку, многие начинают ругать управляющую компанию или энергосбыт. Да и как молчать: электричество в июле опять дорожает, хотя всё вроде бы осталось на месте, а зарплата и вовсе упала. И все так же дружно забывают тех, кто производит эту самую энергию и «впаривает» нам по баснословным ценам. Но мы всё же попробуем докопаться до истины.

Своя страна владыка

Для начала придётся вспомнить, что вырабатывают всю электроэнергию у нас исключительно монополисты. Они и диктуют цены, несмотря на байки о рынке и антимонопольном законодательстве. Эти же фирмы, ставшие по сути государством в государстве, не дают пробиться правде о формировании цен на свою продукцию. Пользуясь своим положением и мощнейшим лобби во всех структурах власти, энергетики получают «свет» по 8–10 копеек, а продают тёмному населению по три с лишним рубля за киловатт-час. То же самое с газом.

Пользуясь открытыми источниками, мы вывели на чистую воду всю эту хитрую арифметику. Смотрите, добыча 1000 кубометров газа сейчас обходится в 120 рублей, плюс транспортировка, в итоге не больше 700 рублей за тысячу кубов. А потребители последний год платят за это удобство в кухне 7 241 рубль 89 копеек – так установил комитет тарифного регулирования Волгоградской области.

Впрочем, в других регионах России не легче. На недавнем заседании круглого стола член комитета по труду и социальной политике Госдумы Николай Коломейцев рассказал, что на его родной ростовщине, на Новочеркасской ГРЭС, себестоимость киловатт-часа электроэнергии составляет 67 копеек. Вот ещё: крупнейший инвестиционный холдинг «Финам» на своём сайте расхваливает прибыльность гидростанций: «ГЭС являются низкозатратными производителями, себестоимость производства электроэнергии практически в пять раз ниже, чем на тепловых электростанциях». То есть искомый киловатт на воде действительно обходится меньше чем в гривенник. Два года назад на Красноярской гидроэлектростанции посчитали себестоимость производимой электроэнергии – один киловатт/час стоил владельцам 7,45 копейки. Вот откуда такая большая выручка ОАО «РусГидро», куда входит и Волжская ГЭС: 108 миллиардов 478 миллионов рублей. Данные из отчёта самого акционерного общества, правда, о себестоимости киловатта здесь благоразумно промолчали.

О газе пока особо не трезвонят, но и тут нас ожидают такие перемены, что мало не покажется. Хотя уже сейчас российский рынок стал самым большим и привлекательным для «Газпрома»: здесь реализуют больше половины газа, и выручка за прошлый год хоть малость и снизилась (видать, из-за Украины), однако всё равно составила страшные 1310424 миллионов рублей – данные опять же из финансовой отчётности ОАО «Газпром».

Последние затраты «Газпрома» на штат не известны. В 2008 году они составили 240,6 млрд рублей на 456 тысяч работников всей группы с учётом «Газпром нефти» и энергетических «дочек» (в среднем 43 970 рублей в месяц). Вот объявление в газете «Из рук в руки»=: «Газпром» приглашает на работу бухгалтера с окладом 120 тысяч рублей. Не в год – в месяц. Условия вполне комфортные: пять рабочих дней и пара выходных, с 9:00 до 17:00, в пятницу до 16:00.

Газ дороже, чем в Америке

Забота об интересах монополий приводит к удивительным результатам. В богатой запасами газа России это топливо впервые продают дороже, чем в Штатах. Долгосрочную политику повышения цен на газ объясняют нуждами «Газпрома» и тем, что нужно поднять потенциал бережливости. Часто можно слышать, что дорогое топливо повысит энергоэффективность экономики, хотя десятилетие опережающего роста тарифов не очень-то подтверждает эти надежды. И ещё деталька. Экономисты считают, что ростом цен на газ власти создают ресурсы для реализации затратных и низкорентабельных трубопроводных проектов.

Многие считают вообще изначально порочными схемы расчёта эффективности энергопотребления. Ведь по закону приборы учёта энергоресурсов должны были быть установлены как индивидуальные, так и коллективные – причём не только у потребителей, но и у ресурсоснабжающих организаций. Теперь вступила в действие норма о принудительной установке этих приборов. Однако что-то не слышно, чтобы столь жёсткие подходы государство применяло к поставщикам ресурсов. Процесс их передачи от одного звена другому учитываться по-прежнему никто не собирается. Поэтому нельзя определить ни ответственных за перерасход энергии, ни причины. На практике получается, что энергию на всём пути к конечному потребителю записывают на его счёт. Именно это и становится решающим фактором повышения коммунальных тарифов. Нам, жителям, достаются, корешки, монополистам и посредникам – сладкие вершки.

Потребитель платит за всё

В сфере энергетики у нас всё идёт по двойным стандартам. Государство будто бы хочет обеспечить энергоэффективность. Но как этого добьёшься, если трубы, по которым бежит горячая вода, сплошь дырявые? Так что прежде нужно заняться ремонтом магистральных сетей, а уж потом начинать искать инвесторов и требовать с жильцов расходов на общедомовые нужды. А в нынешнюю энергосистему инвесторам вкладываться совершенно невыгодно. Населению же – неподъёмные расходы на всю нашу общую бесхозяйственность.

Всеми действиями в области энергетики государство помогает смягчить проблемы «Газпрома». Вот кому помогают, прикрываясь красивыми лозунгами о спасении коммунальной системы, о наведении порядка в сфере ЖКХ. Понятно ведь, какая у «Газпрома» задача: любыми способами получить деньги за газ. И если его продолжают разбазаривать, не проводя модернизацию сетей, значит, заплатят граждане. Поэтому чем больше газа потреблено, тем выгоднее «Газпрому». Ни в какой энергоэффективности он не заинтересован. И в модернизации инфраструктуры – тоже.

Декан экономического факультета Волгоградского института экономики, социологии и права Юлиана Елсукова уверена, что истинная причина бездарной экономики в энергетике именно в монополиях. Она считает, что монополисты могут устанавливать любые цены, и люди их примут – деваться некуда, приходится терпеть всё. Не при свечах же сидеть!

Вообще-то выход есть, и в мире его давно используют. Да, линии электропередач и газопроводов у нас одни, но ведь и в Америке то же самое, а у потребителя есть выбор компаний-поставщиков. Поэтому проблемой вплотную должна заняться Антимонопольная служба – допустить в эту сферу конкурентов, иначе тарифы так и будут расти.

Правда, с этим не согласны в управлении ФАС по Волгоградской области. Там говорят, что цены на ресурсы регулируют Федеральная служба по тарифам и соответствующий региональный департамент. А ФАС может влиять лишь на то, чтобы закону отвечали нерегулируемые цены. Скажем, на техобслуживание домового оборудование.

В общем, солидное занятие для федеральной службы, само название которой обязывает ставить на место монополии. Может, и здесь кто-то пролоббировал их интересы? Где бы ещё найти депутатов и чиновников, которые хоть немного старались бы защитить рядового человека.