В Волгограде прошел первый открытый фестиваль колокольного звона «Владимирские перезвоны»

Мероприятие прошло на площади перед храмом Святого равноапостольного великого князя Владимира в Дзержинском районе.

Колокол считается одним из самых древних музыкальных инструментов, чья богатая история охватывает не одно тысячелетие. На Руси колокола впервые появились с принятием христианства. Первое летописное упоминание относится к 988 году, то есть в самое время Крещения Руси.

В храме Святого равноапостольного великого князя Владимира звонница появилась совсем недавно. В 2012 году был установлен колокольный набор, отлитый на знаменитой художественной колокололитейной мастерской Подорожного в городе Воронеж. Колокола носят свое название: самый большой «Благовестник», средние «Подзвонные» и малые «Зазвонные». На коллекции колокольной звонницы можно исполнять самые разнообразные звоны. Особенно благозвучно звучат «Красный», «Праздничный», «Встречный» и «Венчальный» звоны, а также звоны в Московской традиции.

- В фестивале колокольного звона «Владимирские перезвоны» приняли участие 12 звонарей со всей Волгоградской области, это мастера - профессионалы, служители храмов, учащиеся и выпускники волгоградской школы колокольного искусства, - рассказал сайту города Волгограда «City134.ru» настоятель Храма Святого равноапостольного великого князя Владимира игумен Христофор. - Открыл фестиваль Дмитрий Третьянов, звонарь Храма в честь иконы Божьей Матери «Утоли мои печали», который находится Центральном районе. Дмитрий звонит уже более 10 лет, принимал участие в фестивале колокольного звона в городе Волжский «Хрустальный перезвон» и в фестивале «Золотая звонница» в Волгограде. Своему искусству Дмитрий обучался в Оптинской пустыни.

Как гласит история, до 5 века колокола редко использовались в церковной службе. Они делались литыми, кованными, имели небольшие размеры и самую различную форму. Толчком к их распространению явилось изобретение в начале 5 века Святым Павлином тюльпанообразной формы. Эта форма колоколов, названных "кампанами", стала быстро распространяться по всей Европе, а наука о колоколах стала называться кампаналогией. Игру на кампанах исполнила выпускница Волгоградской школы колокольного звона при Казанском Кафедральном Соборе Мария Храменкова. Ко всему, что связано с колоколами на Руси, всегда относились с особой любовью, с верой в их чудодейственную силу. До 18-го века большие колокола отливали в основном на Пушечном Дворе в Москве или непосредственно около колокольни. Профессия колокололитейщика, часто совмещавшаяся с литьем пушек, очень ценилась и передавалась по наследству. При этом все литейщики состояли на государственной службе, имели большие льготы: освобождались от военной службы, налога, наделялись землей, а также получали большое денежное жалование и вещевое довольствие.

Ну, а самым юным участником фестиваля стал Антон Никитин. Антону всего 11 лет, он учится в лицее №8, а в свободное время звонит в Храме святого равноапостольного великого князя Владимира, а также занимается также игрой на фортепиано в музыкальной школе №9. Завершил программу фестиваля руководитель Волгоградской школы колокольного звона при Казанском Кафедральном Соборе Александр Морёнов. Колокольным звоном он впервые заинтересовался, когда поступил в Духовное училище. После его окончания, поступил в Царицынский православный университет на богословский факультет, где продолжил практическое и теоретическое изучение звона. Участник фестиваля в городе Елабуга, «Лето Господне» в городе Суздаль, Московского фестиваля «Перезвон» и многих других.

- Звонарь - это не просто музыкант, ведь и колокола - особое явление в русской культуре, духовное. А колокольный звон - неотъемлемая часть православного богослужения, это молитва в бронзе, - отметил Александр Морёнов.

По окончании мероприятия участники первого фестиваля колокольного звона «Владимирские перезвоны» были награждены памятными дипломами.