Выставка из фондов Волгоградского музея изобразительных искусств имени Ильи Машкова «ОКНО В НЕВИДИМОЕ» впервые в едином экспозиционном пространстве представляет более 200 произведений православного и католического искусства и предлагает осмыслить разнообразие художественных интерпретаций ветхозаветных и христианских сюжетов.
Выставка является частью масштабного проекта, приуроченного к 55-летнему юбилею Волгоградского музея и демонстрирует две самые молодые музейные коллекции: собрание русской иконы, медного художественного литья и церковной утвари XVIII-XX веков и западно-европейской гравюры XVI-XIX веков.

Первая часть выставки представляет западноевропейскую резцовую гравюру XVI-XIX веков, она представлена авторской гравюрой таких мастеров как Рембрандт и Гольциус, а также репродукционной гравюрой XIX века из мастерской Франца Ганфштенгеля, воспроизводящая оригиналы художественных произведений Веронезе, Рубенса, Карраччи, Беллини из коллекции Дрезденской галереи. Размноженные в тиражном эстампе как репродукции, картины великих мастеров приобретали новую жизнь, становились достоянием любителей искусства и ценились знатоками не меньше, чем гравюра оригинальная, сделанная мастером по собственному рисунку. Гравюра давала возможность приобщить людей к широким знаниям, а тиражность позволяла широко распространять произведения. Так продолжалось до середины XIX века, когда появилась фотография и фотомеханические способы передачи изображения. Произведения западно-европейской графики поступили в волгоградское собрание из Государственного Исторического музея в 1994 г.

Вторая часть выставки знакомит с иконописными произведениями православного искусства: храмовые и домовые иконы, предметы медного художественного литья из старообрядческих мастерских, церковной утвари. Начиная с 1980-х годов, фонд иконописных произведений и предметов медной литой художественной пластики постепенно накапливался и стал своеобразным достоянием Волгоградского музея. Коллекция отличается стилистическим разнообразием, включает как иконы столичной школы, так и провинциальные: из Ярославля, Холуя, Сызрани, Вятки; здесь есть произведения, созданные в академических и старообрядческих традициях.

Православная икона – торжественно-смиренная, высоко духовная, устремленная ввысь. Икона воспевает богочеловечество, она символична и канонична. Ее изобразительная форма условна. В русской иконе совершенно отсутствуют повествовательные и моралистические моменты и появляются только в XVII веке под влиянием западной живописи. Канон в иконе это не только целостная система правил создания изображений, определяющая их форму, символику и возможности сочетаемости друг с другом, но также стройное мировоззрение. Поскольку мировоззрение немыслимо вне пространства и времени, можно сказать, что иконописный канон как особое художественное мировоззрение – это пространственно-временная формула, существующая в разных творческих версиях.

Католический живописец всегда более или менее натуралистичен. Католическое искусство чувственно-земное, подчеркивает земную человеческую природу, не имеющую небесного измерения, воспевает человекобожие. В Западной Церкви древний иконографический язык оказался забытым, и художники были вольны давать свою художественную интерпретацию ветхозаветным и христианским сюжетам. Постепенно такая религиозная живопись все дальше отходила от иконописи и создавала то, что называется картинами на религиозные темы, средством для общения с автором, с его идеями и переживаниями, которые могут быть как сугубо индивидуальными, так и выражать характерные общественные умонастроения.

Если икона есть изобразительно выраженная молитва, то только восточно-православное религиозное искусство можно назвать иконописью, а католическое – живописью.

В католической церкви, которая относится к западной традиции, строгие иконописные каноны не сложились. Римляне не восприняли иконы в той мере, как их восприняли греки, и, в отличие от греков, не отбросили трехмерные изображения, оставив как каноничные лишь двухмерные. Священные персонажи католических изображений подаются в их «естественном состоянии», «как живые».

Настоящая выставка – это одно из самых масштабных представлений произведений православного и католического искусства из собрания Волгоградского музея изобразительных искусств имени Машкова и один из первых опытов объединения в одном экспозиционном пространстве произведений двух великих религиозных культур. В рамках реализации проекта будут проходить лекции, просветительские мероприятия.