С 02 февраля по 02 марта 2015 года в Волгоградском музее изобразительных искусств в мемориальном зале И.И. Машкова в формате «выставка в выставке» будет работать экспозиция «Ученики И.И. Машкова в Сталинграде. Начало возрождения». Выставка приурочена к памятной дате – 72-й годовщине Победы в Сталинградской битве. В экспозиции представлено 9 живописных и графических произведений Константина Ивановича Финогенова и Ольги Александровны Соколовой из фондов ВМИИ.

Оба художника являлись представителями московской школы живописи, оба в довоенное время учились у нашего великого земляка – Ильи Ивановича Машкова, оба были очевидцами самого начала возрождения Сталинграда. И хотя их творческая биография складывалась по-разному, именно в произведениях, посвященных Сталинграду можно увидеть сходные, жизнеутверждающие и гуманистические принципы в искусстве, сформированные педагогической системой и личностью И.И. Машкова.

Оказавшись в разрушенном, но выстоявшем Сталинграде в августе 1943 г., Ольга Соколова стала свидетельницей титанической работы сталинградцев и добровольцев со всей страны, откликнувшихся на призыв: «Сталинград отстояли – отстроим!» В картине «Сталинград. Восстановление. 1943г.» О. А. Соколова показала бескрайний фронт предстоящей восстановительной работы. Сложная, динамичная композиция картины, взволнованность энергичных мазков, по-машковски «буйная» фактура красочной поверхности внушают зрителю чувство победной радости, оптимизма, несокрушимой силы жизни. В этом полотне машковская школа и стиль учителя проявились очевидно и убедительно.

Неоднократно, в течение 1942-1948 годов в родной город приезжал из Москвы художник Константин Иванович Финогенов. Уроженец Царицына, выпускник Сталинградского художественного училища, он стал впоследствии успешным столичным живописцем, графиком, педагогом. В январе 1943 г. Финогенов находился в частях 64 армии М.С. Шумилова и блестяще запечатлел Сталинградскую эпопею в графическом «Сталинградском дневнике» (издан в 1948 году, сейчас библиографическая редкость). Однако и после битвы он не оставлял эту тему. Выполняя многочисленные зарисовки и натурные этюды, которые можно увидеть на выставке, он фиксировал места наиболее ожесточенных боев, уже превращающихся в легенду (стена Родимцева, Мамаев курган, блиндажи армии В.А. Чуйкова, Центральный универмаг и др.). Эти этюды – документальные свидетельства, одухотворенные переживаниями художника-очевидца. Противопоставляя приметы войны и мира, художник сохраняет преемственную связь героики битвы и героики возрождения.