В музее-панораме «Сталинградская битва» открылась выставка проектов восстановления города, выполненных в годы войны.

Уже через два месяца после окончания Сталинградской битвы — 4 апреля 1943 года — Государственный Комитет Обороны принял постановление «О первоочередных мероприятиях по восстановлению промышленности и городского хозяйства Сталинграда».

В сентябре 1944 года Комитет по делам архитектуры при СНК СССР объявил открытый конкурс на эскизный проект центральной площади Сталинграда с монументом героическим защитникам города.

На призыв откликнулись не только архитекторы, но и все желающие (хотя сегодня трудно представить, как боец или командир, сидя в блиндаже или землянке на передовой, в перерыве между боями, размышлял о будущем городе). И все же, по словам сотрудников музея-панорамы, проектов было «великое множество». Из них Академия архитектуры СССР отобрала наиболее рациональные.

Авторские фантазии шли далеко впереди своего времени. Многие проекты были агрессивны, другие — откровенно наивны или просто непрофессиональны. Одни авторы предлагали создать в городе памятник в виде 20-ярусной пирамиды, другим виделось, что сам город мог бы стать одной большой пирамидой. В ее основании — узел транспортных путей, выше — ГЭС, обеспечивающая электроэнергией заводы и здания. Внутренняя часть города занята производственно-хозяйственными сооружениями, внешняя отводилась для жилых зданий. На вершине города-пирамиды размещался аэропорт в виде Земного шара. Из него вертикально поднимался меч, вершина которого увенчана звездой.

На конкурс были присланы и зарубежные работы. Так, французский архитектор Кормье из Касабланки, назвавший свой проект"Самая крупная победа всех времен«, предлагал возвести пять 46-этажных зданий, олицетворяющих лучи пятиконечной звезды. В ее центре должен был находиться монумент в виде 200-метрового меча, пронзающего немецкую каску.

Понятно, что такие проекты невозможно назвать архитектурными. Они выходили за рамки «чистой архитектуры» и были фантасмагориями, в которых выдвигались идеи создания идеального общества.

— На этой выставке мы показываем менее процента тех материалов о восстановлении нашего города, которые есть в запасниках музея, — рассказал заместитель директора музея-заповедника «Сталинградская битва» Борис Усик. — Когда-нибудь, если представится возможность, мы покажем все, потому что у каждого проекта (будь то чертежи маститого архитектора или солдатские письма-треугольники) — своя история.