Год 55-летия со времени своего основания музей открывает выставкой «Красота повседневности: человек в западноевропейском и русском искусстве 17-19 вв.». Экспозиция объединяет более 70 произведений живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, созданных в Италии, Голландии, Франции, Фландрии, Германии и России. Среди них есть работы, практически не покидавшие музейные залы на протяжении всей 55-летней истории ВМИИ, хорошо знакомые и любимые зрителем (В.Тропинин «Женский портрет», А.Саврасов «Распутица», К.Маковкий «Портрет неизвестной в черном платье», М.Нестеров «До государя челобитчики»). В то же время, здесь есть и произведения, долгое время остававшиеся недоступными для зрительской аудитории (Лепуатевен «У старого маяка», П. Каррье-Белёз «Танцовщица. Балерина перед зеркалом», Ф. Копс «Портрет неизвестной», Монсей «Евреи-менялы»).

Проект представляет интерес как для знатоков искусства и культуры, которых не пугают такие понятия, как «маньеризм» и «малые голландцы», «бидермайер» и «караваджизм», «мастерская Рубенса» и «передвижничество», так и для наблюдателя жизни, склонного задавать вопросы и совершать путешествия во времени.

Достоинство выставки состоит в не только том, что она демонстрирует наиболее значимые шедевры классического искусства из фондов Волгоградского музея и дает возможность встретиться с основными стилями и направлениями (от барокко до реализма), знакомит с ведущими европейскими национальными художественными школами. Даже самые скромные из работ, авторы которых остаются неизвестными свидетельствуют о пафосе первооткрытия новых измерений жизни, сделанного 400 лет назад.

Впервые в одном экспозиционном пространстве сопоставлены произведения западноевропейских и русских мастеров. Они объедены идеей Человека, стремлением осмыслить его земную жизнь, проникнуть в его психологию. Основу выставки составили произведения портретного жанра и сюжетные картины, созданные в течении трех веков- с 17 по конец 19 в. Историки называют этот период «Новым временем». Начало 17 в. ознаменовало процесс демонтажа тысячелетней грандиозной картины мира и системы ценностей, скрепленной идеей Бога. Это означало торжество индивидуального начала в культуре. Время, в котором ведущим стимулом к действию была практическая польза, сделало искусство орудием познания природы, человеческой личности и средством утверждения нового образа жизни. Искусство этого времени впервые по-настоящему субъективно, оно определено личностью его создателя. И мир, и история увидены сквозь призму конкретной индивидуальной судьбы. Космос и время «промерены» человеком. Для художников значимыми оказываются детали: будь то детали архитектуры, особенности ландшафта, неповторимость физиономий, характеров и костюмов. Самостоятельное развитие получают отдельные жанры, причем, наибольший интерес вызывают те, что посвящены жизни человека, его ближнему миру- портрет, пейзаж, бытовой жанр. Однако даже в произведениях господствовавших ранее мифологического и исторического жанров мы видим прежде всего современников художника- живых людей в полноте передачи эмоций, правде привычек и окружения. Произведения, представленные на выставке, дают почувствовать этот проснувшийся жадный интерес к жизни, переживание ценности бытия.

Повседневное, «малый мир», никогда прежде не входившие в сферу интересов искусства, занятого созданием великой, более значительной реальности, стали открытием Нового времени. Облик городов и деревень, наружность их обитателей, их обычаи и нравы, их праздники, веселые пирушки, их повседневные занятия, в которых может и не быть ничего героического или великого, их неповторимые человеческие судьбы зафиксированы в произведениях, представленных на выставке. Именно Новое время выдвинуло новый тип человека- деятельного, живущего насыщенной внутренней жизнью. Это время стало эпохой художественных гениев, ярких индивидуальностей, авторов персональных художественных систем, чья степень независимости к концу 19 в. возросла невероятно. В то же время это искусство было обращено к частному человеку, оно должно было найти свое место в его доме, отражать вкусы и интересы заказчика.

Несмотря на то, что значительная часть крупномасштабных процессов (войны и революции, перекроившие карту Европы, изменения социальной структуры), определивших жизнь человека, нашли лишь отдаленный отголосок в музейной коллекции, главные перемены бытия, основополагающие ценности, главенствующие вкусы времени оказались здесь достаточно ярко отражены.

В визуальном отношении выставка неоднородна и не совсем проста для восприятия, ведь она посвящена первой принципиально «разноязыкой» эпохе. Собственное лицо обретают национальные художественные школы, каждая из которых обладает своим неповторимым языком, интонациями. Впервые заявляют о себе новые европейские лидеры- голландская и французская школы. В 18 в. на мировой арене возникает новая, стремительно набирающая мощь держава- Российская империя, культура которой впервые выдвигает художников европейского уровня.

Экспозиция организована в соответствии с хронологическим принципом. Игнорирование географических границ имеет основание в том новом для европейца переживании близости соседа, взаимозависимости всех ото всех, которое сосуществовало с переживанием ценности национально обособленного бытия. Да и художественная практика того времени предполагала частые путешествия, перемещения художников и произведений, что усиливало влияние одних школ на другие. Можно сказать, что выставка посвящена искусству, преодолевающему границы.